Для слабовидящих Обычная версия сайта

БОУ "Саланчикская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Минобразования Чувашии

СЕНСОРНАЯ КОМНАТА

Психолого-педагогического сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната.

Обучение в специальной (коррекционной) школе направлено на формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития через коррекционно-развивающее обучение и воспитание.

Целью работы психолога является сопровождение процесса психологического развития обучающихся; содействие созданию психологических условий для наилучшей адаптации детей в образовательном учреждении и развития личности каждого ребёнка; активизация процесса профессионального и личностного самоопределения старшеклассников.

Основные задачи психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ состоят в следующем:

  • Определение наиболее адекватных путей и средств коррекционно-развивающей работы с ребёнком;
  • Прогнозирование развития ребёнка и возможностей обуче¬ния на основе выявленных особенностей развития;
  • Реализация собственно психологической коррекционно-развивающей работы на протяжении всего образовательного про¬цесса.

Основные направления деятельности психолога коррекционной школы

1. Психодиагностическая работа.

Проводится с целью составления социально-психологического портрета воспитанников; определение путей и форм оказания помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии; выбор средств и форм психологического сопровождения воспитанников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения. Психологическая диагностика включает в себя проведение индивидуального обследования обучающихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей, администрации или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью. Психолог подбирает методику, направленную на изучение интересующих его способностей, особенностей ребенка. Это могут быть методики, направленные на изучение структуры интеллекта, характера учебной мотивации, профессионально-личностной направленности школьников, уровня развития внимания, мышления, памяти, эмоциональной сферы, особенностей личности и взаимоотношений с окружающими. Также педагог-психолог использует методики по изучению детско-родительских отношений, характера взаимодействия учителя и класса. Полученные данные позволяют психологу строить дальнейшую работу: выделить обучающихся так называемой "группы риска”, нуждающихся в коррекционных занятиях; подготовить рекомендации для учителей и родителей по взаимодействию с детьми.

2. Коррекционно-развивающая работа.

Коррекционные занятия могут быть индивидуальными и групповыми. В ходе их психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся. Занятия включают в себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисуночные и другие задания - в зависимости от поставленных целей и возраста школьников. Педагогом-психологом составляются и апробируются коррекционные программы, включающие в себя следующие блоки: коррекция сенсорно-перцептивной и познавательной деятельности, эмоционального развития ребенка в целом, поведения детей и подростков, личностного развития в целом и отдельных его аспектов. Продолжительность и интенсивность работы по программам определяется допустимыми для конкретного ребенка (или группы детей) нагрузками, а также тяжестью состояния ребенка и его возрастом. Хотелось бы отметить, что доминирующим видом деятельности педагога-психолога, работающего с умственно отсталыми обучающимися, является коррекционно-развивающая работа.

3. Психологическое консультирование и просвещение воспитанников, педагогов и родителей.

Осуществляется с целью создания условий для активного усвоения и использование воспитанниками, педагогами и родителями социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития детей. Психолог проводит как индивидуальные, так и групповые консультации со всеми участниками образовательного процесса, как по личному желанию самого консультируемого, так и по запросу. Просветительская деятельность может проходить в виде семинаров, педсоветов, групповых обсуждений, родительских собраний. Консультирование родителей и педагогов - это работа по конкретному запросу. Психолог знакомит родителей или педагогов с результатами диагностики, дает определенный прогноз, предупреждает о том, какие трудности могут в будущем возникнуть у школьника в учебе и общении; при этом совместно вырабатываются рекомендации по решению возникающих проблем и взаимодействию со школьником. Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить педагогов и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.

4. Профилактическая работа.

Направлена на развитие личности обучающихся, повышение адаптивных возможностей личности, профилактику отклоняющегося поведения у детей и подростков школы, работу с детьми группы-риска. Профилактическая работа включает в себя проведение психологом семинаров для педагогов, участие в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума. Педагог-психолог работает по запросу педагогов школы, следит за соблюдением в школе психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психологического развития и формирования личности учащихся на каждом возрастном этапе.

5. Профориентационная работа с выпускниками школы.

Целью профориентационной работы является формирование у обучающихся с отклонениями в интеллектуальном и психофизическом развитии способности выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям. Работа должна включать в себя проведение цикла занятий и диагностику. Подводя итоги необходимо отметить, что широкая сфера применения психолого-педагогического сопровождения позволяет рассматривать его как неотъемлемое звено системы образования. Расширение представлений о целях образования, в числе которых включены не только цели развития, воспитания, обучения, но и обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья всех детей обусловливает интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения.

Наверх